Украинский автопром отметился в советском автомобилестроении куда меньше российского. Украина обеспечивала СССР автомобилями ЗАЗ – простыми, надежными машинами с рядом интересных решений. В 80-е в советском автомобилестроении стал активно внедряться передний привод и кузова типа «хэтчбек». После ВАЗ-2108/09, Москвич-2141 в гонку вступил и завод «Коммунар» с автомобилем ЗАЗ-1102 «Таврия».
Разработка нового, современного переднеприводного автомобиля на ЗАЗ началась еще в конце 60-х, когда во всем отечественном автомобилестроении сформировалось направление на внедрение переднего привода. Проект получил название «Перспектива» и должен был заменить уже устаревающие модели ЗАЗ-966. Велосипед изобретать не стали, в качестве основы взяли уже существующие проекты НАМИ.
В начале 70-х годов были готовы несколько эксперементальных моделей, в том числе моделей с кузовом хэтчбек и седан, но официальное правительственное задание на проектирование переднеприводного автомобиля поступило только в 1978 году.
Быстро была изготовлена небольшая партия экспериментальных автомобилей. В них были заложены основы, а доводку автомобилей было решено доводить с европейских аналогов. В качестве основного образца был выбран автомобиль Ford Fiesta, который в это время особенно активно рекламировался в Европе и был очень популярен.
Интересен тот факт, что когда в руки советских конструкторов попал Ford Fiesta, они были откровенно разочарованы. В автомобиле было допущено множество конструкторски не верных решений, например, несогласованность колебаний подвесок. Перед конструкторами стояла задача создать переднеприводный автомобиль, который бы по всем характеристикам превосходил европейскую Fiesta. В процессе проектирования, конкуренты регулярно менялись, но из-за ограниченности финансирования, ЗАЗ-1102 пошел в серию лишь в 1988 году.
Интересен тот факт, что для продвижения нового автомобиля был снят рекламный ролик, который получил «Бронзового льва» на Каннском кинофестивале в номинации «Реклама». В ролике владелец заправлял «Таврию» из бензиновой зажигалки.
Автомобиль ЗАЗ-1102 был основным украинским автомобилем, который в разных модификациях выпускался до января 2011 года. Всего было выпущено более 40 разных модификаций для широчайшего спектра выполняемых задач. Последний автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута» сошел с конвейера 14 января 2011 года, а уже на следующий день начался демонтаж оборудования. Так закончилось производство последнего, чисто украинского автомобиля.
«Таврии» встречаются на дорогах Украины очень часто, особенно в областях, прилегающих к Запорожью, например, в Крыму.