Как немецкий мотороллер Goggo-roller TA55 стал «Тулой» Т-200 | Ретро автомобили. Описание и фотографии ретро и раритетных автомобилей
Добро пожаловать на наш сайт, где Вы найдете

Описания и фотографии раритетных и ретро автомобилей

Как немецкий мотороллер Goggo-roller TA55 стал «Тулой» Т-200

Изображение: 
Goggo-roller TА55

В середина 50-ых годов в СССР обозначилась необходимость в частных средствах передвижения. Учитывая, что с индивидуальные транспортные средства в Советском Союзе были в дефиците, по окончании Корейской войны руководство страны решило перевести значительную часть оборонных предприятий на гражданское производство. В результате конверсии два машиностроительных завода — Вятско-Полянский (в Кирове) и Тульский машиностроительный завод им. Рябикова — обязаны были освоить выпуск новой продукции: мотороллеров. Тульские специалисты-станкостроители и оружейники взяли за основу грузноватый Goggo-roller TА55 (назван по имени сына руководителя предприятия — Гогго) производства ФРГ. Компания Goggo многие годы существовала как производитель сельхозтехники, но в самом начале 50-ых переключилась на строительство мотороллеров, стремительно становящихся популярными в странах Европы. За пять с небольшим лет было выпущено 46 181 скутеров забавного вида.

Год спустя после того, как эта немецкая фирма закрыла производство мотороллеров, копию модели Goggo-roller начали осваивать на Тульском Машиностроительном заводе. Естественно, о лицензии в те годы и речи не шло. Осенью 1955 года на завод были присланы образцы зарубежных мотороллеров – Puch, Peugeot, Glas, Piaggio и другие. В конце декабря того же года на заводе было созвано специальное совещание, на котором присутствовали руководители Министерства промышленности во главе с министром Д. Ф. Устиновым, а также представители головного института мотоциклостроения — серпуховского ЦКЭБ. Алексей Владимирович Лотоцкий, главный конструктор завода с 1946 по 1968 годы, заявил: «Двигатель внутреннего сгорания с его деталями микронной точности, облицовочные панели глубокой вытяжки, требующие больших и сложных штампов, — их изготовление не имело аналогов с прежними нашими изделиями. Обнаружилось много неясного, даже рискованного в нашей работе по проектированию мотороллера». Но решение «сверху» уже было принято: до конца 1956 года заводу поручалось изготовить 2,5 тысяч мотороллеров, а в следующем довести производство до 30 тысяч единиц.

Таким образом, мотороллером «Тула» должен был стать Goggo-roller TA55 – люксовая модель немецкого роллера с двухсоткубовым мотором марки JLO. Стоит отметить, что благодаря некоторым удобствам разрабатываемую «Тулу» Т-200 нарекли «мотороллером класса Люкс». Так, например, двигатель TA55 заводился с ключа династартером, объединенным с генератором, тогда как вся советская мототехника прежде заводилась только нодным кикстартером. На щитке приборов располагался указатель включенной передачи – тоже новшество для СССР. Позади располагался довольно большой складывающийся багажник и запасное колесо. Управление бензокраном было дистанционным: с помощью специальной тяги. С внутренней стороны центрального щита располагался крючок для сумки. Крупные десятидюймовые колеса и относительно высокая проходимость казались в самый раз для советских дорог. Еще одно новшество в советском мотоциклостроении должно было появиться вместе с «Тулой» — 12-вольтовое электрооборудование. Однако не все эти новшества вошли в конечный вариант «Тулы» Т-200.

Goggo-roller TА55
Goggo-roller TА55